суббота, 5 ноября 2011 г.

Pooling. Техника "пулинг" для секционной пряжи

При вязании из пряжи с длинными цветными секциями получаются широкие цветные полосы, при использовании пряжи с короткими секциями - пестрое полотно. Но при вязании из пряжи со средними секциями (длиной в 8-10 петель) вязальщица неизменно встретится с явлением, называемым pooling color (от англ. слияние цвета) - совпадением цвета в лицевых и изнаночных рядах. Этим явлением можно управлять, намеренно используя в изделии совпадение цветовых секций либо, наоборот, намеренно избегая его; хотя вполне можно и не принимать во внимание слияние цвета, просто наблюдая за случайными рисунками в разных узорах.
И все же, касаемо явления "пулинг" рассмотрим оба приведенных выше крайних случая.

1. Слияние цвета.
В изделиях, использующих слияние цвета, все цветовые секции в изнаночных рядах повторяются над теми же цветами в лицевых рядах, образуя вертикальные полосы в направлении вязания. Для этой техники подходит пряжа с равномерно повторяющимися цветовыми секциями, причем распределяться они должны еще и зеркально симметрично: прямая последовательность цветов - лицевой ряд, обратная последовательность - изнаночный.
Обычно в такой технике вяжут прямоугольные вещи - шарфы, палантины. Приведу несколько проектов, использующих слияние цвета.
"Классикой жанра" можно назвать палантин "Ручьи" Pooling Rivulets Stole от Gladys We (перевод был опубликован в Клубе любителей вязания):
Вообще, этот дизайнер любит использовать эту технику в своих палантинах:
Flower Power pooling stole:
(мне очень нравится идея использовать разные виды ажуров для разного цвета!)
Вот еще один потрясающий ее проект Leaves and Vines pooling stole:
Есть еще один интересный проект, который хочу отметить. Обычно считается, что для слияния цвета нужно вязать исключительно прямоугольные вещи. Так вот вам контрпример - здесь в технике пулинг связана только кайма шали Sun in cold water от Julia Faranchuk:
В лицевой вязке шали видно, как распределились бы секции, если бы не было специально рассчитано слияние цветов - была бы просто бессистемная пестрота. Описание шали на русском в блоге автора.

Самое главное в технике слияния правильно рассчитать в образце плотность вязания, чтобы секции полностью совпадали в лицевых и изнаночных рядах. О технике подробнее писали в "Клубе любителей вязания".

2. Избегание слияния цвета.

Иногда при вязании из многоцветной пряжи именно слияние цветов создает определенные визуальные проблемы, когда полотно из-за определенных "пятен" или "полос" выглядит менее привлекательным.
Слияние цветов относительно непредсказуемо. Даже если вы свяжете образец для расчета плотности, при вязании изделия вы будете использовать больше петель и, возможно, слияние цветов вам испортит всю картину и вам не удастся его избежать.
Наблюдайте за развитием "цветовой картины" во время нескольких сантиметров начала вязания, и если вы заметите тенденцию, которая вам не нравится, вы можете попытаться ее исправить до окончания проекта. Для этого есть несколько способов.

2.1. Измените вашу плотность.
Первое, что вы можете попробовать - изменить плотность, если это возможно. Изделия, которые не имеют точных размеров, часто можно связать на более толстых или более тонких спицах, и иногда лишь незначительного изменения достаточно, чтобы избежать слияния цвета.

2.2 Измените узор.
Различные узоры требуют различного количества пряжи, и таким образом вы можете управлять распределением цвета в полотне, к примеру, заменив лицевую гладь на платочную вязку. Попробуйте узоры с несколькими снятыми петлями, учитывая, что снятая петля выделяет цвет предыдущего ряда.
Какой бы способ вы ни выбрали, нужно убедиться на образце, что новый узор вам нравится.

2.3. Добавьте полоску.
Как вы могли уже убедиться, при разбивании цветовых слияний главное - получить в полотне разные цветовые секции рядом друг с другом. Еще один способ для достижения этой цели - добавить полоску через определенные промежутки, чтобы разделить совпадающие цвета.

Если вам не хочется добавлять другой цвет в ваш проект, попробуйте вязать от двух клубков одновременно (либо с конца и начала одного и того же мотка). Вяжите два ряда одного клубка, затем два ряда другого. Малая вероятность того, что цвета будут совпадать в двух различных мотках одновременно, и таким образом вы решите проблему совпадения цвета.

2.4. Назовите это "дизайнерской особенностью модели".
Некоторым людям нравится именно случайное слияние цветов при вязании из секционной пряжи, или, по крайней мере, они совершенно спокойно принимают это явление. Если вы вяжете из пряжи ручного крашения в особенности, будет мило как раз оставить проект таким, каким он получается, позволяя природе самой следить за процессом, как пряжа превращается в полотно. Но даже если вы не используете пряжу ручного крашения, вы все-таки можете рассматривать слияние цвета как дизайнерскую особенность и ничего не делать с этим. Это ваш проект, и вы делаете то, что вам нравится.
(перевод статьи Avoiding Color Pooling)
К этой статье от себя я бы еще добавила жаккард и вышивку контрастной нитью по готовому полотну :)

10 комментариев:

  1. Здорово! Будем управлять)))

    ОтветитьУдалить
  2. Какая, красота, спасибо большое, очень полезный пост!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за комментарии. Надеюсь, эта информация пригодится вам в вязании :)

    ОтветитьУдалить
  4. Ой, моя шалька ) Очень приятно!
    У Вас замечательный блог, подписываюсь )

    ОтветитьУдалить
  5. Юлия, очень приятно! (я со ссылкой на Вас опубликовала! :)
    По-моему, у Вас получилась замечательная шалька! В основном пишут, что пулинг подходит только для прямоугольных моделей - но именно Ваш проект расширяет эти границы.

    ОтветитьУдалить
  6. Еще раз спасибо!
    (А ссылка скоро станет взаимной))

    ОтветитьУдалить
  7. Тоже подписалась в пч :) Меня Саша зовут, можно на "ты" :)

    ОтветитьУдалить
  8. А вот и ответ) - http://themagicofknitting.blogspot.com/2011/11/ljubite-li-vy-sekcionnuju-prjazhu.html

    ОтветитьУдалить
  9. Ого! Спасибо, Юлечка! Буду стараться развивать блог, чтобы оправдать такое доверие :)

    ОтветитьУдалить